Что же это такое? Как относиться к процессу взросления? Как его направлять, чтобы человек не остался инфантилен и смог реализоваться, как личность и стать счастливым?
У нас свой взгляд на этот вопрос. Мы делаем проект молодёжной стартовой платформы "ОСНОВАНИЕ", где разработка всей учебно-воспитательной среды началась с осмысления взрослости.
Вот наше определение взрослости: уровень развития личности, когда человек отвечает за себя и взял ответственность за других людей, процессы и обстоятельства, когда самостоятельность в решениях и действиях реализуется за свой счёт.
Конечно, над этой формулировкой можно и нужно работать и дальше, но уже и в таком виде она отражает основные важные аспекты. Тема объёмная и нам пришлось определить для себя ключевые особенности, которые составляют ядро взрослости и вот что у нас получилось.
ПЕРВАЯ КЛЮЧЕВАЯ ОБЛАСТЬ: АУТЕНТИЧНОСТЬ (самость, я-факторы).
1. Осознанность.
- Кто я?
- Какой я?
- Моя уникальность.
- Мои роли.
- Мои цели.
- Моё дело, мои проекты (реализация).
2. Этичность.
- Мои ценности и принципы.
- Осознанные самоограничения.
- Что для меня дороже жизни?
- Мои нравственные установки.
3. Эмоциональная зрелость.
- Эмпатия.
- Самообладание (эмоциональный самоконтроль).
ВТОРАЯ КЛЮЧЕВАЯ ОБЛАСТЬ: СОЦИАЛЬНОСТЬ.
1. Адекватность.
- Разумность в поведении.
- Умение делать свои поступки понятными для других.
2. Порядочность.
- Предсказуемость поведения при договорённостях.
- Обязательность.
- Определённость в отношениях с людьми.
- Надёжность, верность слову.
3. Продуктивное взаимодействие в коллективе.
- Умение договариваться.
- Соблюдение субординации.
- Умение работать в команде.
- Умение поставить интересы группы выше своих интересов.
ТРЕТЬЯ КЛЮЧЕВАЯ ОБЛАСТЬ: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
1. Независимость.
- Экономическая автономность.
- Свобода собственного выбора (самостийность).
- Уверенность в себе.
- Самоуважение.
2. Ответственность.
- Все последствия решений и действий за свой счёт.
- Причинность - способность создавать нужные следствия.
- Способность отвечать за других, как за самого себя.
3. Воля и достигаторство.
- Сила намерения.
- Способность доводить дела до конца.
- Самомотивация.
- Самоорганизация.
Это основные и значимые факторы для взросления личности, это то, чем надо заниматься в подростковом возрасте, чтобы к 18 годам не быть инфантильным приспособленцем.