Блог ОСНОВАНИЯ

Великое будущее куётся за партой

Покажите этот пост родителям подростков и классным руководителям.
Отсутствие успехов в любой деятельности определяется только двумя истинными причинами:
1. Не применяется верная технология (не умеем).
2. Недостаточное намерение (не хотим).
Учиться успешно может каждый школьник, у которого нет серьёзных проблем с когнитивными функциями. И почти все дети хорошо справляются с программой начальной школы. Проблемы начинаются в среднем звене.
Да, у нас в школах нет такого предмета, как "ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ" и это печально и никто не следит за тем, чтобы эта технология была усвоена ребятами и применялась:
  • Грамотное чередование нагрузки и отдыха.
  • Организация рабочего места и инструментов для учёбы.
  • Умение включить у себя любопытство (интерес).
  • Умение концентрироваться и управлять своим вниманием.
  • Умение слушать и слышать, чтобы понимать сказанное.
  • Умение читать текст так, чтобы его понять.
  • Умение схематизировать материал для понимания.
  • Умение планировать успеваемость и самоподготовку.
  • Умение конструктивно общаться с педагогами.Грамотное чередование нагрузки и отдыха.
Если в каком-либо деле применяется неверная технология, то человек не может получить необходимый ему результат, у него будут неудачи. Поэтому школьников нужно учить учиться!
Далее поговорим о мотивации.
Мы различаем два вида мотивации:
1. Долгосрочная.
2. Мгновенная.
Мгновенная мотивация — это следование за выбросами дофамина и эндорфинов. На мгновенной мотивации большие волевые усилия не включаются. Но она важна в моменты успехов, когда получена пятёрка или сдан экзамен.
Долгосрочная мотивация работает иначе - подросток готов здесь и сейчас делать то, что ему не очень нравится, ради того, что ему очень хочется. И здесь мы упираемся в необходимость долгосрочного планирования и в постановку целей. Если в школьном процессе нет значимой и манящей цели, долгосрочная мотивация работать не будет.
Напряжённый труд доставляет удовольствие, когда есть ответ на вопросы: "ЗАЧЕМ?" и "РАДИ ЧЕГО?". Бессмысленная работа вызывает только уныние.
Самая главная причина демотивации — это отчуждение человека от результатов его труда, когда усилия бессмысленны не только для него самого, но и для окружающих. Именно такое отчуждение и чувствуют школьники. Многие подростки действительно не понимают зачем напрягаться в школе, если "почти всё, чему там учат никогда не пригодится в жизни".
И вот здесь мы приходим к очень интересному фактору, влияющему на мотивы людей - это понятие социальной нормальности. Здесь надо писать отдельную большую статью, но я сделаю это в другой раз. Отсылаю всех интересующих к серии лекций Г.А. Ямалетдинова по воспитанию спортсменов-чемпионов и к учебнику 1954 года В.И. Селиванова "Воспитание воли школьника".
Социальная нормальность — это набор обстоятельств жизни, которые воспринимаются личностью, как базовый и непререкаемый (не подлежащий сомнению) уровень бытия (комфорта).
👉
Например, если в доме, где растёт ребёнок всегда поддерживается образцовый порядок и чистота, у всех вещей есть своё место и существуют обязательные правила по наведению порядка, то это становится для ребёнка социальной нормальностью и любой бардак будет вызывать у него чувство дискомфорта. Наведение порядка (сам труд) не будет демотивировать, потому что приборка приводит окружающее пространство к социальной нормальности, в этой работе для ребёнка есть смысл.
Тоже самое и в отношении обучения. Социальной нормальностью должно стать понимание материала и владение предметом. Нормальность в подростковом возрасте — это жажда любопытства и познания, это стремление к самовыражению в среде сверстников за счёт результатов своего саморазвития. Нормальностью для подростков должна стать мечта о великих свершениях, о создании своей жизнью ШЕДЕВРА, о творческой самореализации и вкладе в развитие Отечества. Тогда напряжение в учёбе будет иметь смысл, и долгосрочная мотивация будет работать.
Вот показательный пример про разные нормальности: в каждой школе есть классы, где нормальностью является тяга к высокой успеваемости и там троечники и двоечники чувствуют себя отщепенцами. А есть классы с другой нормальностью, где отличников нет совсем, а хорошисты малочисленны и тоже могут скатываться на тройки. Дух, настроение, эмоциональный фон, нарративы в обсуждениях между ребятами, поступки и представления о будущем в таких коллективах будут сильно отличаться (так и происходит).
Социальная нормальность формирует смыслы, которые являются основами долгосрочной мотивации, именно эту нормальность и нужно формировать в школах. Можете представить себе объём и содержание воспитательной работы, которую должны вести классные руководители и все педагоги в школах. И я вам со всей ответственностью заявляю, такую работу в современной школе организовать ПОКА невозможно. Нет на это ресурсов, денег, времени и специалистов.
Грандиозность задачи и её сложность подстегнуло меня к поиску форм работы со школьниками, родителями и учителями, чтобы ситуацию изменить. Это сложная и долгосрочная работа, я готов потратить на это ближайшее десятилетие, потому что это не только важно для страны, но и чрезвычайно интересно.
Мы, поколение 40+, вынесли многое на своих плечах, после 1991 года в нашей жизни произошло немало запечатлённых в психике (импринтных) событий. Мы обладаем способностью к мобилизации и имеем страх потерь и разрухи, но, одновременно с этим, мы помним тягу к великим свершениям, мечты о космосе, прорывы в науке, культурные достижения времён СССР. Нас 30 лет уговаривали быть квалифицированными потребителями, и мы с радостью кинулись потреблять блага и до сих пор многие из нас главные цели своей жизни связывают с доходом и потреблением.
А вот наши дети от такой нормальности не получают долгосрочной мотивации. Разговор про доход и достаток не вызывает в подростках желания напряжённо учиться! Я таких разговоров провёл больше 1000. А вот когда мы начинаем обсуждать изменения реальности, которые нужно сделать, чтобы жизнь в нашей стране стала лучше, это вызывает отклик и любопытство. Наших детей мотивирует не доход, а возможность что-то создать, изменить, на что-то повлиять, состояться через творчество.
Пришло время соединить опыт взрослых людей и память о великом прошлом с мечтой ребят о великом будущем, где мы с ними будем говорить о свершениях и развитии, о вкладе в общество, о прорывных изобретениях, о проектах на грани (или за гранью) возможного, о новом, ином, необычном.
Образование — это ОБРАЗО-ВАЯНИЕ, то есть создание новых образов. Сиречь создание некой социальной нормальности в том числе, чтобы включить долгосрочную мотивацию у наших детей в ходе школьного обучения, затем в процессе получения профессионального образования. За партами в сорока тысячах школ России куётся наше будущее (светлое или не очень). И надо повлиять на то, чтобы социальная нормальность была связана с великим будущим, в котором мы и наши потомки будут счастливы.
Идеализм? Конечно! Ну а как иначе?
Пока я делаю то, что могу (ВСЁ БЕСПЛАТНО):
  • Читаю в школах лекции "Бросай всё и учись".
  • Провожу в школах мастер-классы по планированию успеваемости.
  • Выступаю перед родителями с лекциями и семинарами.
  • Провожу встречи в формате родители + подростки по мотивации к обучению и профориентации.
Вам нужна помощь в повышении мотивации ваших детей к получению образования или вы хотите, чтобы мы научили подростков правильно учиться? Звоните, пишите или приходите, поможем!
Киров. ул. Преображенская, 72.
телефон: 8-922-966-76-78 (Сергей Анатольевич).
Made on
Tilda