У всех участников были одинаковые стартовые возможности. Мы раздали ребятам по 15 рубликов (игровая валюта) и по 5 карточек с ресурсами, которые можно было продавать. Внутренняя механика игры предполагала множество возможностей для предпринимательства, и мы воочию увидели несколько стратегий, которые были реализованы участниками.
В целом игра прошла отлично. Можно долго описывать всё то положительное, что было на площадке игры. Но я хочу поделиться моими негативными наблюдениями и выводами.
Я весь день наблюдал за участниками и очень много с ними общался. Примерно 20 человек играли с полным погружением и чувствовали себя вполне уверенно в сложном пространстве игры. Все остальные подростки испытывали замешательство в разной степени.
Примерно треть участников в итоге были полностью разорены, у них не осталось ни ресурсов, ни денег. Хотя общий объём игровой валюты к концу игры увеличился почти в три раза. Это происходило за счёт того, что государство в игре выкупало у участников наборы карточек с ресурсами по фиксированной стоимости.
Денег на всех стало больше, но треть игроков полностью разорились. В жизни мы наблюдаем нечто похожее. Деньги перетекают лишь к некоторым людям. Но мне было нужно понять почему это произошло. Я поговорил практически со всеми, кто потерпел неудачу в игре. И вот мои выводы.
1. Ребята не умеют решать открытые задачи, где нет известного алгоритма действий. Понять, что нужно делать исходя из вводных условий, смогли не все. Мало того, мои исследования показали, что ребята не только не смогли найти варианты действий, но и потеряли смыслы, цели.
Не удерживая цель игры, бросились играть. Обмениваться, продавать, покупать. Процесс такой увлекательный, движуха, драйв. Считать и думать скучно, лучше бегать по всему зданию и вливаться в увлекательный обмен карточками и деньгами. Правда через 30−40 минут многие обнаружили, что денег почти уже нет и карточки с ресурсами перетекли в руки других ребят.
2. Кризис — это ужас, ужас, ужас. Процесс развития всегда происходит через преодоление кризисов. И кризисов в игре было много, для того мы её и создавали, чтобы кризисы могли быть смоделированы. Но вот работать с кризисами умеют далеко не все. С проблемой можно работать разными способами, лучший из них — атаковать. Но ребята предпочли сбегать, уклоняться, находить оправдания, игнорировать, малодушничать через формулу «я выше этого, игрушки не для меня, я в настоящем деле смогу добиться всего».
Ребятам сложно перешагнуть через себя. Необходимость приложить усилие вызывает оторопь. Работает мощный оправдатель внутри. Я золотой, но вокруг всё против меня и поэтому у меня не получилось. Печально. Есть с чем усиленно работать.
Мы сейчас очень внимательно изучаем учебник 1954 года «Воспитание воли школьника». Современным детям очень не хватает волевой составляющей, надо с этим работать иначе нас ждёт невесёлое будущее.
3. Неспособность договариваться с другими. Все, кто разорились в игре, имели сложности с коммуникацией и доверием. Те, кто заработали большие деньги в игре сделали это объединившись в альянсы и команды. С этим всё понятно, надо тренировать общительность.
Игра прекрасно показала то, над чем стоит усиленно работать. Поэтому мы ещё с большим энтузиазмом продолжим решать открытые задачи, моделировать кризисы и методы решения различных проблем, тренировки по общению и командной работе.
Неизменно продолжим действовать, каждый день по капле вытесняя из подростков детскость и развивая взрослость. Так победим. Будущее может быть создано только теми, кто сможет решать открытые задачи, преодолевать кризисы и иметь волю, чтобы достигать масштабные долгосрочные цели.