Блог ОСНОВАНИЯ

От чего нужно сегодня защищать наших детей и как?

Детей надо защищать от негативного воздействия НАСТОЯЩЕГО ради того, чтобы они могли построить позитивное БУДУЩЕЕ.

Современная социальная проблема — кризис будущего, который заключается в стратегической растерянности. И самое неприятное в том, что будущее — это чаще всего просто продолжение настоящего. Но я очень бы не хотел продолжать многое из того, что мы, как общество, имеем сегодня.

В последние годы в нашей стране люди всё большее внимание обращают на образование и воспитание. И это естественная реакция на «Колю из Уренгоя», массовые митинги школьников, расстрелы в учебных заведениях, «Китов» и смартфономанию у подростков.

Если посмотреть назад на двадцать лет (а я это время прекрасно помню, как раз работал с подростками), то мы представляли себе будущее гораздо позитивнее, чем-то, что имеем сейчас. И очень не хочется, чтобы ещё через двадцать лет, в 2041 году, мы попали в ситуацию хуже сегодняшней.

Получается, что перед нами стоит нетривиальная задача. Нам нужно защитить детей от того негативного воздействия, которое их окружает, и при этом способствовать тому, чтобы они, взрослея, созидали будущее, которое не будет продолжением настоящего.
Помните, у братьев Стругацких была такая книжка «Гадкие лебеди»? Это история о том, как дети отказались продолжать то настоящее, в котором они жили и решили покинуть город с его пороками, чтобы организовать жизнь с чистого листа. Это -социальная фантастика, но проблема сформулирована точно.

Как же защитить детей сегодня? Я вижу только одно решение — нужно запускать альтернативные центры обучения и воспитания, где будущее может создаваться в режиме «здесь и сейчас» силами самих подростков.

Я знаю, что детей можно сделать осознанными, их можно зарядить позитивными целями и смыслами, им можно дать ДЕЛО по плечу, чтобы они через тернии и ошибки получали свой весомый результат, их можно научить общаться и дружить, воспитать их ответственными и самостоятельными.

Хорошая новость в том, что все технологии для этого есть, и они несильно изменились за последние сто лет. Если внимательно перечитать «Педагогическую поэму» А. С. Макаренко и посмотреть на то, как готовят вожатых в старейших детских лагерях «Артек» и «Орлёнок», то мы увидим, что воспитательные технологии в сути своей остались теми же.

Дети во все времена обладают одинаковыми потребностями. Они хотят, чтобы их воспринимали всерьёз, хотят успеха и признания, хотят быть правыми, хотят нового. А ещё, любой подросток в определённый момент приходит к тому, что он хочет быть самостоятельным. Главное — не убить это желание ограничениями и излишними наставлениями.
Made on
Tilda