Блог ОСНОВАНИЯ

Что же такое самостоятельность, какова её природа и как она формируется в человеке?

Родители хотят, чтобы их дети стали самостоятельными. И вообще, самостоятельность поощряется в обществе. Мы ждём от других людей активных действий, и чтоб не надо было их излишне опекать и контролировать.

Слово самостоятельность содержит два смысла: «сам» и «стоять». И тут первый нюанс: практически все люди, кроме младенцев, глубоких стариков и инвалидов могут в той или иной степени управлять собой и отвечать за свои поступки.

Маленький ребёнок самостоятелен в доступной для него степени. Он сам кушает, сам может ходить туда, куда ему надо, сам может криком вызвать себе на помощь маму. Ребёнок вполне самостоятелен относительно его уровня развития.

Но если мы говорим о подростках и взрослых людях, то мы ждём от них гораздо большего, чем только умение самостоятельно кушать и звать на помощь.

На самом деле под понятием самостоятельности скрывается другое понятие — это контроль.

Контроль — это способность личности исключительно на основе своей внутренней мотивации, без внешнего воздействия что-либо начинать, продолжать начатое (или развивать) и завершать (останавливать).

Другими словами, человек контролирует вещи, процессы или людей только тогда, когда может начать действовать в отношении их, продолжать действия до получения нужного результата и в нужный момент завершить действия.

Получается, что человеку нельзя дать общую характеристику о том, является ли он самостоятельным или нет. Самостоятельность, как и ответственность, проявляется только в отношении чего-то конкретного. Например, подросток самостоятельно наводит и поддерживает порядок в своей комнате, но при этом совершенно не может самостоятельно, без внешней мотивации, сесть за выполнение домашней работы.

Поэтому развитие самостоятельности в целом — это ложная идея. Людей нужно учить брать ответственность над тем, что пока не находится в области их контроля.

Как это делать? Всё давно описано в педагогической науке:
  • Первое, самое важное и простое — это давать подтверждение за самостоятельные действия, которые сделал человек. Собрал сам игрушки, отлично, обязательно похвалить.
  • Второе сложнее, но работает на долгосрочный эффект — стимулировать взятие ответственности и не позволить не выполнить взятое обязательство. Например, попросить подростка, чтобы он сам назначил срок, когда он наведёт порядок в комнате. Пусть он самостоятельно примет решение, осознает и согласится с тем, что, в принципе, порядок в комнате поддерживать нужно и назначит время для уборки.
  • Третье — нужно соединять проявление самостоятельности с тем, как это вписывается в принципы общежития с другими людьми. Самое опасное явление — это очень самостоятельный человек без морально-нравственных тормозов.

Самостоятельность — это путь к могуществу (могу осуществить), а это создаёт немалое удовольствие. Поэтому, как только человек начинает проявлять самостоятельность, его самоуважение начинает расти. Кроме этого, многие люди через самостоятельность приходят к очень простому выводу о своих реальных возможностях. Они на практике убеждаются в том, что они сами на многое способны, и что это весьма удобно.

Именно поэтому не всегда легко управлять людьми, которые ведут себя самостоятельно. Манипуляция не проходит, нужно договариваться, просвещать, находить общий смысл. Но жить в окружении самостоятельных людей гораздо комфортнее и интереснее.
Made on
Tilda