Блог ОСНОВАНИЯ

Профориентация — это профанация?

Наверняка вас в детстве спрашивали кем вы хотите стать в будущем?

В педагогике и психологии есть такая формула: «Быть — Делать — Иметь». Предполагается, что нужно определиться с тем, кто ты, кем хочешь стать, чтобы потом соответственно этому выбору действовать, чтобы чего-то достичь.

Другими словами — ты имеешь в своей жизнь то, что смог создать, будучи кем-то (профессия, личные качества, характер).

И вот вся наша профориентация засела за тесты, чтобы выявить каким же человеком является подросток. Какие у него скрытые способности или черты характера, насколько он интравертирован, что ему легко даётся, а где есть трудности.

Быть — вот где главное внимание родителей, учителей, профориентаторов. Все стараются выявить некий конкретный потенциал у ребёнка и подобрать ему деятельность, чтобы он делал то, что соответствует его особенностям.

И тут две катастрофические ошибки:
1. (прозвучит в высшей степени странно, но уж примите, как есть, некогда описывать подробности) человек обладает не только неким конкретным потенциалом, он обладает ВСЕМ ВОЗМОЖНЫМ потенциалом! Я знаю массу интровертов (замкнутых и скромных), которые идеально выступают на публике. Ещё знаю совершенно неспособного к языкам человека, который в 47 лет овладел разговорным английским, когда начал торговать с Канадой клеями для древесины.

2. (прозвучит ещё более странно) человек, в своей сути, преобразователь, созидатель, творец. Счастье — это преодоление распознаваемых препятствий на пути к известной цели. Сама деятельность может быть трудной, но именно результаты и достижения вдохновляют и приносят САМОУВАЖЕНИЕ и кайф от жизни! Для результата не всегда приходится делать то, что приятно и соответствует твоим «врождённым способностям и характеру».

Формула «Быть — Делать — Иметь» правильная, только использовать её нужно справа налево. Начинать нужно с вопроса «Что хотите иметь?».

Что хочешь достичь, чем хочешь гордиться, чем хочешь обладать и владеть, какие результаты нужны?

Когда есть понимание того, что необходимо достичь, тогда очевидно становиться, что нужно делать, чтобы к этому приблизиться.

Даже банальный финансовый вопрос проще решается через ответ о том, что хочешь иметь. Предприниматели знают, что именно расходы определяют размер доходов, а не наоборот. Сначала финансовая цель и только потом подбор под неё путей достижения, а затем подтягивание знаний, команды, технологий и ресурсов.

Это основа проектного подхода — начинаем с целей, потом прописываем действия и в конце ищем ресурсы, знания, деньги.
Что хотим иметь? Что для этого надо будет делать? Какими надо быть и что использовать, чтобы нужная деятельность осуществилась?

Так вот, моя провокационная мысль: не надо профориентировать подростков, не надо определять им их бытийность. Не навязывайте им «ты такой-то, с такими-то особенностями и характером».

У подростков нужно поднимать ОСОЗНАННОСТЬ в отношении их устремлений, с ними нужно говорить о грядущем, о целях, замыслах, о том, что они хотят иметь, о результатах.

Хочешь электросамокат? Действительно хочешь? Тогда тебе нужно сделать то-то и то-то (например, поднять успеваемость и заработать 20% от стоимости самоката, раздавая листовки).

Сначала цель, потом чего сделать, затем как придётся напрячься. И не важно какой ты там интроверт или экстраверт. Хочешь самокат? Иди поработай промоутером в костюме «человек-чебурек» и успеваемость подними.

  • Способности человека безграничны!
  • Способы повышения эффективности деятельности есть!
  • Цели и результаты важнее, чем изначальные способности!

Вместо профориентирования начинайте ЦЕЛЕориентировать подростков, это гораздо полезнее и логичнее!

Мы это и делаем в молодёжной стартовой платформе ОСНОВАНИЕ.
Мы начинаем работать с ребятами именно с постановки целей и это минимум 15−20 часов только на такую работу со своими устремлениями.

Всем добра, высоких целей и результатов, трудной и интересной деятельности и безграничного саморазвития!
Made on
Tilda